Технологии улучшения изображения используется в телевизорах с момента их появления. Уже в первых моделях кинескопных телевизоров, выпущенных лет тридцать назад, можно было встретить ручку с названием «четкость», вращением которой можно было делать изображение либо более четким (однако при этом неизбежно увеличивался уровень шумов на изображении), либо более чистым, но... с нечеткими краями и размытыми контурами. Про такое говорили: «замыленное».
Долгое время системы обработки изображения в телевизорах постоянно находились на грани баланса между визуальным улучшением четкости, с одной стороны, но с обязательным побочным эффектом в виде зашумления картинки, и более чистым, но замыленным изображением, с потерей глубины и полутонов, — с другой.
Лишь с появлением цифровых систем обработки изображения борьба за качество стала более эффективной. Самое главное, что произошло с их появлением, — качественные характеристики выросли, а побочные эффекты либо отсутствуют, либо визуально стали настолько малы, что стало возможным говорить об их отсутствии.
Систему WEGA Engine компания Sony анонсировала еще летом 2002 года, тогда же поступили в продажу телевизоры, в которых она была реализована. Модельный ряд включал в себя 2 плазменных панели, одну ЖК, 3 кинескопных и 3 проекционных. Правда, продавались эти телевизоры только в Японии. Спустя два года, а именно этой весной, компания решила предложить рынку расширенный ряд моделей, которые должны продаваться не только в Японии и Штатах, но и в Европе, и в частности — в России. При этом больший упор делается на продвижении модных нынче полоскопанельных телевизорах, ЖК и плазме, или, как называет их сама компания, устройствах отображения с „фиксированным пикселем", то есть речь о кинескопах, как вы поняли, уже не идет. Кстати, именно тогда же, в 2002-м, несмотря на очень удачное начало, компания решила отказаться от продолжения работ над развитием WEGA Engine для кинескопных телевизоров в пользу более спросового направления, каковым, как вы понимаете, стали плазма и ЖК. В ее стенах была образована даже отдельная группа разработчиков, занимающаяся исключительно большеэкранными цифровыми дисплеями. Вообще, работа над системами улучшения изображения в кинескопных телевизорах позволила накопить богатый опыт, пригодившийся при создании цифровых систем обработки. Большая часть разработок, составляющих технологию WECA Engine, перекочевала из аналоговой «Веги» в цифровую. Но «фиксированный пиксель» заставил по-другому взглянуть на алгоритмы обработки, и часть из них была разработана заново. Так, в отличие от аналого-цифровых телевизоров (а таковыми являются все кинескопные модели, оснащенные WECA Engine), в которых часть тракта прохождения видеосигнала все еще оставалась аналоговой, в плоских дисплеях весь тракт стал цифровым. Любой аналоговый сигнал, попадающий в телевизор, тут же превращался в цифру, и обратного преобразования больше не происходило (разве что в звуковых усилителях в младших моделях все еще использовались аналоговые микросхемы).
Это первое и очень важное отличие технологии WECA Engine. Вся последующая обработка сигнала, связанная с борьбой с шумами, преобразованием его из одного вида в другой, масштабированием изображения — все осуществлялось исключительно в цифровом виде. Тут важно дополнить, что изначально технология WECA Engine была ориентирована на работу с видеосигналом высокой четкости (HDTV), а это предполагает повышенный объем обрабатываемой информации. Значит, надо было позаботиться о достаточном быстродействии процессора и хорошо оптимизированных алгоритмах обработки сигнала. Половинным решением, которое применялось в первых телевизорах WECA, а речь идет о первом варианте системы DRC-MF, не способной полностью реализовать возможности по преобразованию обычного сигнала в сигнал повышенной четкости и при этом сохранить частоту кадров ] 00 Гц (50 Гц для цифрового телевизора — нонсенс), тут не обойтись. Поэтому был разработан процессор, способный не только переварить сигнал высокой четкости (который сегодня можно принимать и в Штатах, и в Японии, да и в Европе бельгийская компания EURO 1080 начала регулярное ТВЧ-вещание, то есть востребованность в таком процессоре диктовалась самим рынком), но и обеспечить полноценное преобразование сигнала стандартного разрешения в сигнал высокой четкости. Усовершенствованная система DRC-MFV1 научилась, наконец, с этим справляться на ура (кстати, усовершенствованный модуль преобразований устанавливается сегодня и в часть кинескопных моделей. Тут, как ни крути, надо поддерживать свой «телевизионный» имидж, иначе себе дороже выйдет.)
Что дал переход на полностью цифровую обработку изображения? Сократилось количество цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразований, что положительно сказалось на уровне шумов. Кстати, примененный в WEGA Engine цифровой алгоритм отсеивания шумов оказался гораздо более эффективным, чем в гибридных моделях. Он реализован в модуле MID-XU (Multi Image Drive XU), своего рода сердце технологии WEGA Engine. На нем лежит забота не только о борьбе с шумами, но и об адаптации качественных характеристик изображения к конкретному виду дисплея. MID-XU умеет компенсировать недостатки плазменных и ЖК-дисплеев — известно, что изображение темных участков изображения у ЖК-панелей по качеству уступает плазме. Значит, надо компенсировать изображение в таких участках, что модель MID-XU и делает. Также он компенсирует эффект шлейфа на движущемся изображении, присущий ЖК-технологии. Наконец, на его долю приходится обработка цветовой составляющей видеосигнала, наиболее критичной с точки зрения правильности передачи полутонов. В итоге мы видим чистое, лишенное шумов и помех изображение. И весь этот процесс осуществляется в цифре. Более того, только благодаря цифровым методам обработки он и стал возможен.
Надо сказать, модульный принцип, на котором построена реализация технологии WECA Engine, дал возможность гибко подойти к созданию различных дисплеев. Главное его преимущество — возможность легкой замены модулей на более современные в последующих продуктах. Тем же продуктам, в которых она реализована и которые представлены на рынке сегодня, есть чем похвастать. Осталось дождаться следующего шага.
Почему вообще в последние годы производители стали уделять так много внимания системам обработки изображения? Неужели системы телевидения настолько несовершенны, что надо заниматься дополнительной обработкой теле- и видеосигнала, чтобы получить чистое, лишенное помех изображение? Причина в том, что телевизионные стандарты, которым производители следуют многие годы, давно и безнадежно устарели. Мы до сих смотрим телевидение, которые смотрели наши деды, — принципиально оно не изменилось до наших дней. Разве что стереозвук добавился... А в том, что касается качественной стороны, все осталось прежним. С приходом новых технологий записи, воспроизведения и передачи изображения можно было бы ожидать улучшения качества. Но для этого понадобится менять как передающее, так и приемное оборудование. То есть отправить все телевизоры, которые стоят в наших домах, на свалку и заменить их на новые, с улучшенными характеристиками, соответствующими требованию времени. Вы хорошо себе представляете, во что выльется смена всего парка телевизоров, эксплуатируемых в такой стране, как Россия? А ведь даже европейские страны, население многих из которых меньше количества жителей, проживающих в нашей столице, не рискуют перейти на новые технологии телевещания, опасаясь народного гнева... Вот и приходится производителям идти на всякие ухищрения, связанные с улучшением изображения устаревшего телевидения. И лишь весьма продвинутые в технологическом плане страны могут позволить себе осуществить переход на более совершенные технологии вещания. Где и качество изображения на порядок выше, бороться...
Долгое время системы обработки изображения в телевизорах постоянно находились на грани баланса между визуальным улучшением четкости, с одной стороны, но с обязательным побочным эффектом в виде зашумления картинки, и более чистым, но замыленным изображением, с потерей глубины и полутонов, — с другой.
Лишь с появлением цифровых систем обработки изображения борьба за качество стала более эффективной. Самое главное, что произошло с их появлением, — качественные характеристики выросли, а побочные эффекты либо отсутствуют, либо визуально стали настолько малы, что стало возможным говорить об их отсутствии.
Систему WEGA Engine компания Sony анонсировала еще летом 2002 года, тогда же поступили в продажу телевизоры, в которых она была реализована. Модельный ряд включал в себя 2 плазменных панели, одну ЖК, 3 кинескопных и 3 проекционных. Правда, продавались эти телевизоры только в Японии. Спустя два года, а именно этой весной, компания решила предложить рынку расширенный ряд моделей, которые должны продаваться не только в Японии и Штатах, но и в Европе, и в частности — в России. При этом больший упор делается на продвижении модных нынче полоскопанельных телевизорах, ЖК и плазме, или, как называет их сама компания, устройствах отображения с „фиксированным пикселем", то есть речь о кинескопах, как вы поняли, уже не идет. Кстати, именно тогда же, в 2002-м, несмотря на очень удачное начало, компания решила отказаться от продолжения работ над развитием WEGA Engine для кинескопных телевизоров в пользу более спросового направления, каковым, как вы понимаете, стали плазма и ЖК. В ее стенах была образована даже отдельная группа разработчиков, занимающаяся исключительно большеэкранными цифровыми дисплеями. Вообще, работа над системами улучшения изображения в кинескопных телевизорах позволила накопить богатый опыт, пригодившийся при создании цифровых систем обработки. Большая часть разработок, составляющих технологию WECA Engine, перекочевала из аналоговой «Веги» в цифровую. Но «фиксированный пиксель» заставил по-другому взглянуть на алгоритмы обработки, и часть из них была разработана заново. Так, в отличие от аналого-цифровых телевизоров (а таковыми являются все кинескопные модели, оснащенные WECA Engine), в которых часть тракта прохождения видеосигнала все еще оставалась аналоговой, в плоских дисплеях весь тракт стал цифровым. Любой аналоговый сигнал, попадающий в телевизор, тут же превращался в цифру, и обратного преобразования больше не происходило (разве что в звуковых усилителях в младших моделях все еще использовались аналоговые микросхемы).
Это первое и очень важное отличие технологии WECA Engine. Вся последующая обработка сигнала, связанная с борьбой с шумами, преобразованием его из одного вида в другой, масштабированием изображения — все осуществлялось исключительно в цифровом виде. Тут важно дополнить, что изначально технология WECA Engine была ориентирована на работу с видеосигналом высокой четкости (HDTV), а это предполагает повышенный объем обрабатываемой информации. Значит, надо было позаботиться о достаточном быстродействии процессора и хорошо оптимизированных алгоритмах обработки сигнала. Половинным решением, которое применялось в первых телевизорах WECA, а речь идет о первом варианте системы DRC-MF, не способной полностью реализовать возможности по преобразованию обычного сигнала в сигнал повышенной четкости и при этом сохранить частоту кадров ] 00 Гц (50 Гц для цифрового телевизора — нонсенс), тут не обойтись. Поэтому был разработан процессор, способный не только переварить сигнал высокой четкости (который сегодня можно принимать и в Штатах, и в Японии, да и в Европе бельгийская компания EURO 1080 начала регулярное ТВЧ-вещание, то есть востребованность в таком процессоре диктовалась самим рынком), но и обеспечить полноценное преобразование сигнала стандартного разрешения в сигнал высокой четкости. Усовершенствованная система DRC-MFV1 научилась, наконец, с этим справляться на ура (кстати, усовершенствованный модуль преобразований устанавливается сегодня и в часть кинескопных моделей. Тут, как ни крути, надо поддерживать свой «телевизионный» имидж, иначе себе дороже выйдет.)
Что дал переход на полностью цифровую обработку изображения? Сократилось количество цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразований, что положительно сказалось на уровне шумов. Кстати, примененный в WEGA Engine цифровой алгоритм отсеивания шумов оказался гораздо более эффективным, чем в гибридных моделях. Он реализован в модуле MID-XU (Multi Image Drive XU), своего рода сердце технологии WEGA Engine. На нем лежит забота не только о борьбе с шумами, но и об адаптации качественных характеристик изображения к конкретному виду дисплея. MID-XU умеет компенсировать недостатки плазменных и ЖК-дисплеев — известно, что изображение темных участков изображения у ЖК-панелей по качеству уступает плазме. Значит, надо компенсировать изображение в таких участках, что модель MID-XU и делает. Также он компенсирует эффект шлейфа на движущемся изображении, присущий ЖК-технологии. Наконец, на его долю приходится обработка цветовой составляющей видеосигнала, наиболее критичной с точки зрения правильности передачи полутонов. В итоге мы видим чистое, лишенное шумов и помех изображение. И весь этот процесс осуществляется в цифре. Более того, только благодаря цифровым методам обработки он и стал возможен.
Надо сказать, модульный принцип, на котором построена реализация технологии WECA Engine, дал возможность гибко подойти к созданию различных дисплеев. Главное его преимущество — возможность легкой замены модулей на более современные в последующих продуктах. Тем же продуктам, в которых она реализована и которые представлены на рынке сегодня, есть чем похвастать. Осталось дождаться следующего шага.
Почему вообще в последние годы производители стали уделять так много внимания системам обработки изображения? Неужели системы телевидения настолько несовершенны, что надо заниматься дополнительной обработкой теле- и видеосигнала, чтобы получить чистое, лишенное помех изображение? Причина в том, что телевизионные стандарты, которым производители следуют многие годы, давно и безнадежно устарели. Мы до сих смотрим телевидение, которые смотрели наши деды, — принципиально оно не изменилось до наших дней. Разве что стереозвук добавился... А в том, что касается качественной стороны, все осталось прежним. С приходом новых технологий записи, воспроизведения и передачи изображения можно было бы ожидать улучшения качества. Но для этого понадобится менять как передающее, так и приемное оборудование. То есть отправить все телевизоры, которые стоят в наших домах, на свалку и заменить их на новые, с улучшенными характеристиками, соответствующими требованию времени. Вы хорошо себе представляете, во что выльется смена всего парка телевизоров, эксплуатируемых в такой стране, как Россия? А ведь даже европейские страны, население многих из которых меньше количества жителей, проживающих в нашей столице, не рискуют перейти на новые технологии телевещания, опасаясь народного гнева... Вот и приходится производителям идти на всякие ухищрения, связанные с улучшением изображения устаревшего телевидения. И лишь весьма продвинутые в технологическом плане страны могут позволить себе осуществить переход на более совершенные технологии вещания. Где и качество изображения на порядок выше, бороться...
Комментариев нет:
Отправить комментарий